Постоянная депутатская комиссия по бюджету и социально-экономическому развитию инициировала проведение круглого стола по вопросам субсидирования льготной перевозки пассажиров на общественном транспорте.

21 апреля депутаты рассмотрели обращение пяти организаций, осуществляющих перевозку пассажиров на городских и пригородных регулярных автобусных маршрутах по договорам с Комитетом ЖКХ, транспорта и связи Администрацией Северодвинска. На заседании комиссии присутствовали индивидуальный предприниматель Николай Малинников и директор ООО «Северодвинское автотранспортное предприятие»Евгений Макаров.

Напомним, в 2013 году все автобусные маршруты (21 городской и три пригородных) были с учетом доходности и времени движения разбиты на девять лотов. По результатам конкурса определились пять победителей, с которыми были заключены договоры на перевозку пассажиров сроком на пять лет.

Согласно договорам перевозчики взяли на себя обязательство предоставлять льготы гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше (бесплатный проезд), а также школьникам и студентам (проезд за 10 рублей). Затраты обязался субсидировать муниципалитет, на условиях определенных в Приложении № 1 к договору.

Как полагают перевозчики, размер субсидии на 2014 год должен составлять 33 млн рублей, а утвержден в размере 30 013 100 рублей. При этом предприниматели ссылаются на то, что объем выпадающих доходов от предоставления льготного проезда несоизмеримо выше суммы возмещения. Кроме того, с 1 января 2014 года стоимость проезда увеличилась с 17 до 20 рублей.

— Мы понимаем социальную важность предоставления и сохранения бесплатного и льготного проезда для отдельных категорий граждан, но призываем Администрацию Северодвинска производить своевременную и полную компенсацию наших потерь, – сказано в обращении.

Как пояснил начальник Финансового управления Администрации Северодвинска Александр Дураков, объем субсидий на 2014 год установлен исходя из лимитов бюджетного финансирования. А когда утверждался местный бюджет, учитывалось, что северодвинцев в возрасте от 70 лет и старше по сравнению с 2013 годом стало меньше.

При обсуждении проблемы, был обозначен ряд вопросов, касающихся предоставления льгот.

— Если Вы считаете, что муниципалитет нарушает взятые на себя обязательства, у вас есть право обратиться в арбитражный суд, – отметил председатель депутатской комиссии по бюджету и социально-экономическому развитию Владимир Рудь, – Но на мой взгляд, чтобы подобных споров не возникало, необходимо решить главную проблему – как учитывать объем предоставляемых льгот.

Одни пассажиры, имеющие право на льготы, используют их крайне редко, другие – наоборот, часто. Существует сезонный фактор, влияние которого в большей степени сказывается на пригородных маршрутах. Если летом пенсионеры чаще ездят на дачи, то реже пользуются городскими маршрутами.

Проблема в том, что внедрение любого из возможных механизмов учета, будь то социальные талоны или электронные системы, потребует серьезных организационных и материальных ресурсов. Кроме того, нововведения неизбежно сопряжены с дополнительными трудностями, прежде всего, для пожилых людей. Если смысл льгот – выражение благодарности и уважения горожанам почтенного возраста, попытка сделать их жизнь легче, то вопрос получения льгот, может заметно все усложнить. В этом плане очевидной альтернативы «проезду по документу» пока не найдено.

Проанализировать ситуацию и найти компромисс между интересами организаций-перевозчиков и задачами муниципалитета должна рабочая группа, в состав которой предложено включить представителей Комитета ЖКХ, транспорта и связи, Управления экономики, Управления социального развития опеки и попечительства, депутатского корпуса и предпринимателей. По результатам рабочей группы будет проведен круглый стол по вопросам субсидирования льготного проезда.

Председатель Совета депутатов Северодвинска Владимир Мелёхин поддержал инициативу проведения круглого стола:

— Как показала практика, предоставление льгот на проезд имеет большую социальную значимость. Сегодня, когда встает вопрос о расходах местного бюджета, необходимо всесторонне разобраться в ситуации. С одной стороны легальным перевозчикам требуется поддержка местного бюджета, с другой стороны депутаты должны понимать, что выделяемая сумма обоснована.
Запись опубликована — 23 Апреля 2014 г.