23 апреля на сессии Совета депутатов Северодвинска было принято решение обратиться к временно исполняющему обязанности губернатора Архангельской области Александру Цыбульскому за содействием в решении вопроса о сохранении складывавшегося десятилетиями порядка оказания горожанам ритуальных услуг.

Напомним, депутаты на заседании 17 декабря 2019 года обращались с аналогичной просьбой к губернатору Архангельской области Игорю Орлову.

В повторном письме говорится:

«На данное обращение в представительный орган поступил ответ заместителя Председателя Правительства Архангельской области Артёма Вахрушева от 29.01.2020. В ответе не сообщается, что обращение Совета депутатов Северодвинска рассмотрено непосредственно высшим должностным лицом региона, о чем также свидетельствует подпись иного должностного лица. Учитывая это обстоятельство, а также тот факт, что проблема, указанная нами в обращении от 17.12.2019, до сих пор не решена, считаем необходимым сообщить о ней повторно.

Дело в том, что Министерством здравоохранения Архангельской области принято решение о прекращении деятельности Северодвинского межрайонного отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее – БСМЭ) в муниципальных помещениях по адресу: ул. Седова, 20. Деятельность БСМЭ в г. Северодвинске планируется организовать в помещениях ГБУЗ АО «Северодвинская горбольница № 2 СМП» (далее – Горбольница № 2) по адресу: пр. Морской, 49. Здесь же предполагается организовать деятельность единого для обеих городских больниц патологоанатомического отделения. Соответствующее подразделение в ГБУЗ  АО «Северодвинская городская больница № 1» (далее – Горбольница № 1) будет закрыто.

Обращаем внимание, что на ул. Седова, 20 также располагается муниципальное предприятие «Северодвинский специализированный комбинат ритуальных услуг» (далее – МУП «ССКРУ»), которое на протяжении многих лет оказывает населению Северодвинска необходимые услуги: от доставки тел умерших в морг до захоронения их на городском кладбище. Органами местного самоуправления муниципального образования  «Северодвинск» созданы все условия для работы экспертов: помещения для проведения судебно-медицинского вскрытия, подготовки актов и заключений, хранения тел умерших. За счет средств местного бюджета отремонтирован зал прощаний.

Муниципальное предприятие работает прозрачно под контролем Администрации Северодвинска и Совета депутатов, которые в т.ч. осуществляют регулирование цен на ритуальные услуги. Горожане имеют возможность оформить все необходимые документы в одном месте. Властям города удалось реализовать принцип «одного окна». Такая модель оказания социальных услуг признана эффективной, её повсеместное внедрение поддерживают Президент и Правительство Российской Федерации.

Считаем, что мероприятия, предлагаемые Министерством здравоохранения Архангельской области, необходимо отменить по следующим причинам:

  1. Переезд филиала БСМЭ в Горбольницу № 2 нарушит принцип «одного окна», сформированный МУП «ССКРУ». Гражданам, находящимся в стрессовой ситуации в связи с потерей родных и близких, придется ездить в противоположные районы города для оформления документов. Врачи Горбольницы № 1 также будут обязаны присутствовать на проведении вскрытия умерших пациентов в Горбольнице № 2 (в случаях, предусмотренных п. 18 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2013 № 354н). Траурный зал МУП «ССКРУ» на ул. Седова для нескольких поколений северодвинцев является традиционным местом прощания с родными и близкими людьми. Горожанам, особенно преклонного возраста, будет сложно ориентироваться на новую локацию. Автодорога к предполагаемому месту размещения БСМЭ на территории Горбольницы № 2 находится в неудовлетворительном состоянии, что создаст трудности при транспортировке тел умерших. Более того, при использовании прежнего траурного зала на ул. Седова для организации прощаний гражданам в отсутствие «одного окна» придется дополнительно оплачивать транспортные расходы.
  2. Нарушение устоявшегося порядка оказания ритуальных услуг населению приведет к потере рентабельности МУП «ССКРУ» и утрате создававшейся годами инфраструктуры. С такой проблемой уже столкнулись муниципальные предприятия в Архангельске и Котласе. Сегодня северодвинское МУП «ССКРУ» рентабельное муниципальное предприятие, в котором трудятся десятки горожан. Руководство МУП своевременно выплачивает заработную плату, производит налоговые отчисления в бюджеты, выполняет рекомендации горожан по оптимизации своей деятельности. Более того, на предприятие возложена реализация полномочий органа местного самоуправления по содержанию городских и сельских кладбищ на территории МО «Северодвинск».
  3. Аргумент о повышении качества и оперативности патологоанатомических исследований при предлагаемом Министерством здравоохранения Архангельской области закрытии патологоанатомического отделения Горбольницы № 1 специалисты подвергают критике: сроки исследования биопсийного материала оптимизировать невозможно. Кроме того, медицинские организации Северодвинска не имеют претензий к Горбольнице № 1 по качеству и по оперативности проведения исследований.
  4. Заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» от 07.02.2020 № Ф-1-66/603 о несоответствии помещений МУП «ССКРУ» требованиям СанПиН не является поводом для прекращения деятельности БСМЭ. Суть претензий сводится к отсутствию изолированной секционной с отдельным выходом на улицу, предназначенной для вскрытия инфицированных трупов. Однако такое помещение имеется и предоставлено БСМЭ и Горбольнице № 1 в безвозмездное пользование. При этом в Горбольнице № 2 такая секционная вообще не предусмотрена, что сегодня, в период пандемии коронавируса, абсолютно недопустимо. Остальные нарушения требований СанПиНа (следы протечек на потолке предсекционной, отсутствие источника резервного горячего водоснабжения, немедицинская мебель в предсекционной и др.) могут быть устранены в кратчайшие сроки.

Просим Вас пересмотреть решение Министерства здравоохранения Архангельской области, тем самым сохранить сложившийся в Северодвинске порядок оказания ритуальных услуг населению на территории Горбольницы № 1, и, следовательно, сохранить муниципальное предприятие.

Обращаем внимание, что вмешательство в такую деликатную сферу без учёта мнения органов местного самоуправления способно вызвать недовольство населения, подорвать авторитет органов власти на отдельной территории.

Обозначенная выше оптимизация требует серьезных финансовых вложений. Считаем, что в нынешних условиях жесткой экономии средств бюджета всех уровней такие затраты нецелесообразны».