Суд оказал в иске представителю инициативной группы граждан Сергею Илюхину, который пытался обвинить горсовет в бездействии при рассмотрении правотворческой инициативы. Отказ горсовета основан исключительно на правовых нормах российского законодательства — соответствующее решение суда поступило в представительный орган местного самоуправления (оно может быть обжаловано в установленные сроки).
Речь идет о проекте решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования Северодвинск», который был зарегистрирован в качестве правотворческой инициативы граждан 2 сентября 2019 года.
Следует отметить, что это был первый опыт реализации права северодвинцев на правотворческую инициативу в рамках утвержденного горсоветом «Положения о порядке реализации правотворческой инициативы граждан». Поэтому, несмотря на то, что документ был подготовлен с нарушениями юридической техники и содержал множество грамматических ошибок, он всё же был принят к рассмотрению. Одна из главных его идей – сделать решения публичных слушаний обязательными для исполнения органами местного самоуправления.
Инициативной группе было предложено исправить проект решения с учетом замечаний юристов. Но в связи с тем, что в установленные сроки этого сделано не было, документ в исходной редакции был направлен в органы прокуратуры, местного самоуправления, государственной власти. К 1 октября на проект поступило семь отрицательных заключений. Учитывая качество подготовки документа, результат был предсказуем.
7 октября эта правотворческая инициатива и полученные заключения были рассмотрены на заседании комитета по бюджетной политике Совета депутатов в присутствии представителей инициативной группы. Депутаты приняли решение вернуть документ авторам на доработку. Но из-за логических несоответствий и противоречий действующему законодательству проект не мог быть откорректирован без изменения самой его концепции, о чём инициативная группа была сразу уведомлена.
Попытка устранить замечания привела к тому, что 21 октября инициативная группа внесла в горсовет по сути новый проект решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования Северодвинск».
Заключение прокуратуры Северодвинска на «доработанный» проект было отрицательным. Надзорный орган указал, что по сравнению с первоначальной редакцией в него внесены «значительные коррективы, изменяющие его концептуальную основу». Между тем подписи были собраны за первоначальный проект, а в поддержку нового документа подписи представлены не были. Вывод прокуратуры: «основания для рассмотрения Советом депутатов Северодвинска данного проекта решения отсутствуют».
21 ноября совещание председателей депутатских комитетов приняло решение о прекращении рассмотрения правотворческой инициативы граждан.
Представитель инициативной группы Сергей Илюхин не согласился с таким решением и, соответственно, с позицией прокуратуры, и обратился в суд.
Однако суд также счел, что документ не мог быть рассмотрен «ввиду его неготовности и несоответствия требованиям Положения о правотворческой инициативе». Утверждение о том, что совещание председателей комитетов горсовета не вправе прекращать правотворческую инициативу, судом признано несостоятельным, так как компетенция этого коллегиального органа определена Уставом Северодвинска (ст. 39, п. 2).
13 января Северодвинский городской суд отказал Сергею Илюхину в удовлетворении иска, подтвердив законность действий горсовета.
Между тем, 9 января 2020 года, не дожидаясь решения суда, инициативная группа внесла в горсовет новую правотворческую инициативу – аналогичную по смыслу, но подготовленную с учетом полученных ранее замечаний. На этот раз в поддержку проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсужденный или публичных слушаний на территории муниципального образования Северодвинск» было представлено 2140 подписей (в ходе проверки из них признано действительными 1980).
Очевидно, что инициативной группой была проведена существенная работа по оформлению документов, заполнению подписных листов. Но получается, что граждане поставили подписи в поддержку правотворческой инициативы, которая противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам, где определены правовые основы и полномочия органов местного самоуправления.
Вероятно, авторы проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсужденный или публичных слушаний на территории муниципального образования Северодвинск» по своему трактуют конституционные основы местного самоуправления, утверждая, что публичные слушания являются формой прямого волеизъявления граждан.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации такими формами являются референдум и муниципальные выборы, но не публичные слушания. Потому решения референдума являются для публичной власти обязательными, а депутат, избранный населением, вправе принимать решения от имени своих избирателей.
Решения же местного самоуправления принимаются не участниками публичных слушаний, а публичным лицом или органом, уполномоченным в соответствии с законодательством принимать такие решения. В Северодвинске это Совет депутатов и Глава муниципального образования.
Так гласит Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Принимая во внимание эту аксиому, а также позицию прокуратуры, Совет депутатов Северодвинска отказал инициативной группе граждан в рассмотрении указанной правотворческой инициативы.
Что касается публичных слушаний, то они проводятся в целях информирования и учета мнений граждан, и предоставляют возможность высказать свою точку зрения, задать вопросы, сделать замечания и предложения. В дальнейшем, результаты слушаний рассматриваются органами власти при обсуждении соответствующих решений. При этом поступившие инициативы, могут быть как правомерными, так и спорными (невыполнимыми, противоречащими законодательству и т.п.). Поэтому норма права, которая бы обязывала органы местного самоуправления исполнять все решения слушаний, представляется не только противоречащей действующему законодательству, но и проблемной с точки зрения ее реализации, логики и разумности.
Таким образом, публичные слушания были и остаются важной формой участия населения в местном самоуправлении, но они не заменяют собой все существующие механизмы принятия решений по вопросам местного значения.