— Необходимо обустроить все пешеходные переходы в Северодвинске в соответствии с современными требованиями. Понятно, что за год все не сделать. И хотя работа в этом направлении уже идет, давайте определим на будущее – сколько объектов мы можем включить в целевую программу на 2016 год, на 2017 год и так далее. Сколько всего потребуется средств для решения проблемы, — предложил председатель Совета депутатов Северодвинска Владимир Мелехин по итогам обсуждения темы на сессии 25 июня.

Напомним, вопрос о состоянии пешеходных переходов и логике их размещения был рассмотрен в разделе «Разное» по предложению постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству.
Информацию депутатам представили заместитель председателя Комитета ЖКХ, транспорта и связи Ольга Ковальчук и старший госинспектор дорожного надзора ГИБДД Северодвинска Геннадий Невидомский.
Отвечая на главный вопрос депутатов о критериях и приоритетах, которые определяют размещение пешеходных переходов в Северодвинске, Ольга Константиновна рассказала, чем руководствуются в Администрации при принятии решений.

Одной из основ, по ее словам, являются разработанные и утвержденные проекты организации дорожного движения:
— Работа по их подготовке велась у нас на протяжении нескольких лет, на сегодняшний день она практически завершена. В 2008 году мы начали этот процесс, было разработано пять проектов, в 2012 году – 67 проектов. В этом году уже разработано шесть проектов и в настоящее время мы готовим документы еще на четыре улицы и дороги. На 2016 год у нас остается порядка 15 улиц, этот объем мы выполним. Но жизнь не стоит на месте. Разработанные проекты организации дорожного движения требуют своевременной корректировки. Это связано и с меняющейся ситуацией, и с нормативами (один раз в три года), — сообщила Ольга Ковальчук.

Решение по оборудованию новых пешеходных переходов и ликвидации существующих принимает комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, которая собирается один раз в квартал. В состав комиссии входят как представители Администрации, так и представители депутатского корпуса:
— Кроме того, в обязательном порядке – представители контролирующего органа – ГИБДД по г. Северодвинску, представители Управления образования и представители пассажирских перевозок. То есть задействованы все заинтересованные люди, которые владеют вопросом, могут что-то подсказать, — отметила Ольга Ковальчук.
Для справки она привела некоторые цифры: в 2013 году на рассмотрение комиссии выносилось 10 мест обустройства новых пешеходных переходов. При этом ни одно из них не было признано целесообразным. Кроме того, был положительно решен вопрос о ликвидации пешеходного перехода на пересечении улиц Ломоносова и Воронина. Работы выполнены. В 2014 году рассматривались вопросы по оборудованию пешеходных переходов на 15 местах. 14 предложений отклонены, по девяти пешеходным переходам были приняты решения о ликвидации. Часть работ уже выполнена.
При принятии решения по оборудованию или ликвидации переходов основными факторами являются: интенсивность движения на данном участке, статистика ДТП с участием пешеходов, расстояние до существующих пешеходных переходов (по норме это 200-300 метров) и наличие технической возможности – то есть, освещенность, видимость, наличие подходных путей к проезжей части.

Обустройство перехода – непростой вопрос. На сегодняшний день в городе есть места, где требуются пешеходные переходы. В первую очередь принимаются решения по их устройству и реконструкции в районе детских и юношеских учреждений. Затем принимаются решения по доведению уже существующих переходов до требуемых параметров по ГОСТу. В третью очередь отдается предпочтение устройству новых пешеходных пешеходов там, где их не было вообще, но при этом в обязательном порядке предусматривается к выполнению весь необходимый комплекс мероприятий.
Чтобы оборудовать пешеходный переход в соответствии с ГОСТом, необходимо установить знаки со световозвращающей пленкой (с желто-зеленой каймой), нанести основную разметку. В районе детских учреждений требуется установка дублирующего знака «Дети» и мигающего светофора Т.7, работающего в мигающем режиме. Также в обязательном порядке на переходах близ детских учреждений необходимы ограничивающие ограждения – четко по 50 метров каждую сторону:
— То есть на каждый такой переход требуется установка 200 метров леерного ограждения, — пояснила Ольга Ковальчук, — Кроме того, такие ограждения устанавливаются на разделительной полосе напротив остановок общественного транспорта по всей длине остановочной площадки и не менее 20 метров в каждую сторону за ее пределами.

Леерными ограждениями также должны быть оборудованы все регулируемые пешеходные переходы. Рядом с детскими учреждениями обязательно наличие искусственных неровностей.
Помимо этого достаточно жесткие требования предъявляются к освещенности пешеходных переходов. Если она недостаточная, требуется установка опор освещения, светильников, что требует дополнительных средств.
В соответствии с новыми требованиями в районе детских учреждений две полосы движения знаки пешеходного перехода должны дублироваться на Г-образных опорах над дорогой. Если ширина дороги более 15 метров, то в обязательном порядке должен быть островок безопасности.
— Это то, что мы делали в позапрошлом году на Ломоносова – Трухинова. Каждый такой островок безопасности со всем оборудованием обходится в 350-400 тыс. рублей, — отметила Ольга Ковальчук.

В 2015 году достаточно плотно идет работа по дооборудованию переходов у школьных учреждений: по ул. Орджоникидзе (у школы № 21), по ул. Торцева (у школ № 8, № 9 и № 14), по ул. Арктической (у школы № 27) и по ул. Трухинова (школа № 2). Будут начаты работы на ул. Индустриальной у школы № 17, где в этом году установят леерное ограждение и искусственную неровность, а в следующем — светофор Т.7.
— В 2015 году мы пытались привлечь финансирование из области на эти цели. Подавали заявку с обоснованием, расчетами, со всем, что было затребовано. Но сегодня выходим из ситуации только собственными бюджетными средствами. Сейчас к нам вновь поступил запрос из области, мы информацию предоставили, какой будет результат, пока сказать сложно, — рассказала заместитель председателя Комитета ЖКХ, транспорта и связи
Средства требуются существенные. На комплексное оборудование пешеходного перехода на двухполосной дороге требуется порядка 700 тыс. рублей. Только для того, чтобы дооборудовать переходы в районе школ, прилегающих к автомобильным дорогам, в 2015 году будет израсходовано порядка 5,4 млн рублей. Примерно столько же запланировано на два последующие два года.

Геннадий Невидомский в своем выступлении отметил исчерпывающий и компетентный доклад заместителя председателя Комитета ЖКХ, транспорта и связи. Он добавил, что на 110 из 288 пешеходных переходов Северодвинске, не соблюдаются требования безопасности, которые вступили в силу 28 февраля 2014 года. Обеспечен лишь минимум – знаки и разметка.
— Мы понимаем сложившуюся ситуацию. Требования изменились, сложно сразу все сделать. Поэтому приоритет – оборудованию пешеходных переходов в районе общеобразовательных учреждений, — сообщил он.

Что касается других объектов, то обращений поступает много, все они рассматриваются, но предпочтение отдается тем местам, где есть проблема в переходе через проезжую часть.
— В качестве примера приведу пешеходный переход на Ломоносова, 67, через две полосы с интенсивным движением, и инициативу по оборудованию перехода на ул. Северной. На ул. Северной есть возможность безопасно перейти дорогу, нет ни одного случая наезда. На Ломоносова, 67 постоянно идут наезды и ДТП даже с летальным исходом. Поэтому в первую очередь мы работаем в том направлении, где есть проблема.

Геннадий Невидомский сделал небольшую оценку «обеспеченности» пешеходов переходами в Северодвинске и в областном центре.
— Такого норматива не существует, но у нас один переход приходится на 573 человека, а в Архангельске – на 656 человек. Цифры, как видите сопоставимы, необходимости в оборудовании большого количества новых пешеходных переходов я не вижу. В первую очередь надо дооборудовать уже существующие объекты, — подчеркнул он.

По окончании выступления докладчиков депутаты задали свои вопросы и поделились мнениями. Главный врач ягринской поликлиники Елена Цыка отметила, что не услышала информации об особенностях оборудования пешеходных переходов рядом с учреждениями здравоохранения. Также она поинтересовалась планами по установке знаков в Банном переулке. «Недалеко школа № 24. Кроме того, выход из поликлиники как раз на эту дорогу, которая в этом году будет отремонтирована», — пояснила свою обеспокоенность Елена Михайловна.
Ольга Коавальчук сообщила, что по Банному переулку в обязательном порядке должен быть проработан раздел по организации дорожного движения, предусматривающий в том числе и установку знаков. Что касается оборудования пешеходных переходов у поликлиник и больниц, то такие предложения будут рассматриваться на комиссии по безопасности дорожного движения. Решения по ним будут приниматься с учетом ранее названных факторов, — ответила она.

Депутат Александр Микляев высказал мнение, что существующая дислокация пешеходных переходов не всегда привязана к районам закрепления детей за школами.
Председатель постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству, генеральный директор ОАО «Северный Рейд» Андрей Чурсанов обратил внимание на необходимость своевременного реагирования на изменяющуюся ситуацию:
— Есть у нас улицы, по которым водители стараются не ездить, берегут свои машины. Но если вчера необходимости в пешеходном переходе не было, то сегодня дорога включена в план ремонта, после которого интенсивность движения изменится. Пример – улица Победы, от Юбилейной до Труда. Она, извините за выражение, убита. Абсолютно правильно, что сейчас ее будут ремонтировать. Но надо учитывать, что поток машин, который по объездной дороге заезжает в Северодвинск, пойдет по Победы прямо к мосту. В то же время рядом градообразующее предприятие, где работают тысячи человек. Они ежедневно пересекают улицу, где нет ни одного законного места для ее перехода, — подчеркнул он.
В заключении рассмотрения темы на сессии Председатель Совета депутатов Северодвинска Владимир Мелёхин поблагодарил специалистов за содержательность и компетентность. Он предложил проработать поэтапный план мероприятий по обеспечению безопасности движения на пешеходных переходах в соответствии с современными требованиями.