Депутатские слушания по вопросу «О подготовке педагогических кадров для образовательных учреждений Архангельской области и НАО» состоятся 13 марта в Архангельском областном Собрании депутатов. В понедельник 4 марта эта тема была поднята на заседании постоянной депутатской комиссии по образованию и культуре.
Какая потребность в кадрах существует на сегодняшний день и прогнозируется в перспективе в образовательных учреждениях города корабелов, депутатам сообщил начальник Управления образования Северодвинска Сергей Попа.
Сергей Григорьевич начал с того, что произошедшее повышение зарплаты за счет регионального и местного бюджетов значительно улучшило ситуацию в детских садах. На сегодняшний день кризис миновал, хотя именно дошкольное образование остается одной из наиболее проблемных сфер. На рубеже 2013-2014 годов прогнозируется наличие около 90 открытых вакансий воспитателей и помощников воспитателей.
В то же время в Северодвинске немало специалистов, которые, недолго проработав в детсадах, из-за низких зарплат сменили профессию. Они еще не потеряли квалификацию, и теоретически дальнейшие действия по улучшению материального положения работников дошкольного образования, могли бы вернуть их в детские сады. Однако, многих может оставить первый негативный опыт работы.
В целом школы города достаточно укомплектованы преподавателями математики, русского языка и литературы, истории, иностранных языков, естественнонаучных предметов. Тем не менее, физиков и химиков — единицы, поэтому даже уход одного специалиста будет заметен. В 2015 году прогнозируется потребность в восьми школьных учителях химии и биологии, «скамейки запасных» на сегодняшний день нет.
По прогнозам, в 2016 году будет ощутим кадровый дефицит в начальной школе. Как было отмечено на заседании профильной депутатской комиссии, северодвинский филиал САФУ ежегодно выпускает педагогов-дефектологов — более узких специалистов, в которых нет такой потребности. Поэтому одно из предложений Совета депутатов Северодвинска к слушаниям в областном Собрании 13 марта — частичное перепрофилирование данного направления на подготовку учителей начальных классов и воспитателей.
Председатель постоянной депутатской комиссии по образованию и культуре Ольга Лыбашева поинтересовалась у Сергея Попы, удовлетворяет ли потребностям современной школы уровень подготовки молодых учителей.
— Сегодня мы принимаем на работу еще тех выпускников, которые проходили обучение еще по старым стандартам. Поэтому уровень подготовки примерно тот же, — отметил Сергей Григорьевич. Однако, по его словам, сейчас в Северном федеральном университете больше готовят физиков, химиков, математиков, как таковых — то есть не учителей в привычном понимании, а скорее ученых с правом преподавания в школе. Отличие в том, что в курс обучения не входят такие предметы как педагогика, возрастная психология, методики преподавания.
Этим было обусловлено еще одно предложение северодвинского городского Совета к региональным депутатским слушаниям — все-таки рассмотреть возможность подготовки в САФУ именно учителей. «Можно прекрасно знать свой предмет, но не знать как научить других», — подчеркнула Ольга Лыбашева.