Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по подготовке проектов решений Совета депутатов Северодвинска (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения качественного юридико-технического оформления решений, вносимых на рассмотрение Совета депутатов Северодвинска.

1.2. Методические рекомендации разработаны с учетом положений и правил по оформлению нормативных правовых актов, изложенных в:
— Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009;
— Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477;
— Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы Федерального Собрания РФ в 2003 году для использования при осуществлении законопроектной деятельности;
— Методических рекомендациях по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденных постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст;
— Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста РФ от 31.05.2012 № 87;
— Областном законе от 19.09.2001 № 62-8-ОЗ «О порядке разработки, принятия и вступления в силу законов Архангельской области».

1.3. Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение субъектами правотворческой инициативы при разработке ими проектов решений.

1.4. Согласно статье 12 Устава Северодвинска под субъектами правотворческой инициативы понимаются:
— депутаты Совета депутатов Северодвинска;
— Председатель Совета депутатов Северодвинска;
— лицо, исполняющее обязанности Председателя Совета депутатов Северодвинска;
— Мэр Северодвинска;
— лицо, исполняющее обязанности Мэра Северодвинска;
— Администрация Северодвинска;
— прокурор города Северодвинска;
— органы территориального общественного самоуправления;
— инициативные группы граждан, если их правотворческую инициативу поддержало не менее 1000 жителей Северодвинска, обладающих избирательным правом.

Разработка проекта решения для внесения в Совет депутатов Северодвинска

2.1. Правотворческая инициатива осуществляется в форме внесения в Совет депутатов Северодвинска:
— проекта нового решения Совета депутатов Северодвинска;
— проекта решения о внесении изменений и (или) дополнений в действующее решение Совета депутатов Северодвинска;
— проекта решения об отмене решения Совета депутатов Северодвинска полностью или в части;
— поправок к проекту решения, внесенному в Совет депутатов Северодвинска.
При необходимости внесения значительных изменений (дополнений) в решение Совета депутатов Северодвинска (более половины его текста) допускается как подготовка нового проекта решения, так и внесение изменений в действующее решение Совета депутатов Северодвинска путем изложения его в новой редакции.

2.2. Подготовка проекта нового решения Совета депутатов Северодвинска осуществляется в случаях, когда:
— это прямо предусмотрено федеральными и областными законами, Уставом Северодвинска;
— требуется правовое регулирование отношений, неурегулированных или недостаточно урегулированных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
— решение Совета депутатов Северодвинска, регулирующее данные отношения, фактически утратило силу;
— определенные общественные отношения уже урегулированы нормативными правовыми актами Главы муниципального образования «Северодвинск» — Мэра Северодвинска либо Администрацией Северодвинска (ее должностных лиц), но которые согласно законодательству необходимо урегулировать решением Совета депутатов Северодвинска;
— имеется несколько решений Совета депутатов Северодвинска по данному вопросу, которые необходимо объединить;

2.3. Проект решения о внесении изменений (дополнений) в действующее решение Совета депутатов Северодвинска вносится в случаях, когда необходимо:
— изменить редакцию констатирующей части решения Совета депутатов Северодвинска (преамбулы) изменить (исключить) структурные элементы (разделы, статьи, пункты, подпункты, абзацы, предложения, дефисы), заменить (исключить) слова, цифры и пр.;
— дополнить решение Совета депутатов Северодвинска новым структурным элементом (разделом, статьей, пунктом, подпунктом абзацем, предложением, дефисом), словами, цифрами, Приложением к решению и пр.;
— приостановить или продлить действие решения Совета полностью или в части.
Изменения и дополнения вносятся в актуальную (действующую на дату внесения проекта решения) редакцию решения Совета депутатов Северодвинска.

2.4. Подготовка проекта решения об отмене действующего решения Совета депутатов Северодвинска осуществляется в случаях, когда:
— отпала необходимость в правовом регулировании данных общественных отношений;
— необходимо устранить ситуацию, при которой несколько решений Совета депутатов Северодвинска по-разному регулируют одни и те же общественные отношения;
— решение Совета депутатов Северодвинска противоречит (полностью или в части) федеральному или областному закону, Уставу Северодвинска;
— решение Совета депутатов Северодвинска или его отдельные положения признаны в установленном порядке не соответствующими законодательству или недействующим со дня принятия решения.
2.5. Поправки к проекту решения вносятся субъектами правотворческой инициативы в виде предложений об изменении редакции проекта решения или дополнении проекта решения новыми словами, цифрами либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, статей.

Общие требования к оформлению проекта решения

3.1. Проект решения оформляется на бланке установленной формы (Приложение № 1 к Методическим рекомендациям), в котором указывается состав обязательных реквизитов и стабильный порядок их расположения.
Поправки к проекту решения оформляются по установленной форме (Приложение № 2 к Методическим рекомендациям).

3.2. Проект решения и приложения к нему печатаются на стандартных листах бумаги белого цвета формата А 4 с использованием текстового редактора Microsoft Word, шрифтом Times New Roman размером № 12 через междустрочный интервал в пределах значений 1 – 1,5 строки. Верхнее поле решения устанавливается в пределах 2 см, нижнее поле — не менее 2 см, левое поле — 3 см, правое – 1см.
При печатании таблиц можно использовать уменьшенные размеры шрифтов, но не менее № 8.
При оформлении текста решения на двух и более страницах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Порядковые номера страниц проставляются арабскими цифрами посередине верхнего поля документа без знака точки. Первая страница решения не нумеруется.

3.3. На первой странице проекта решения справа в пределах границ текстового поля печатается слово «ПРОЕКТ» размером шрифта № 10. Ниже через 1 интервал указывается пометка, каким субъектом правотворческой инициативы вносится проект решения.

3.4. Проект решения состоит из реквизитов, наименования (заголовка), текста решения и при необходимости приложений к решению.

3.5. Проект решения имеет следующие обязательные реквизиты:
— название государства и области – «Российская Федерация Архангельская область» — располагается в верхней части первого листа решения по центру, в пределах текстового поля в две строки с одинарным междустрочным интервалом. Печатается прописными буквами, полужирным шрифтом размером № 12;
— полное наименование Совета депутатов Северодвинска в соответствии с Уставом Северодвинска – «Городской Совет депутатов муниципального образования «Северодвинск» отделяется от предыдущего реквизита двумя одинарными междустрочными интервалами, печатается прописными буквами, полужирным шрифтом размером № 12 в три строки, выравнивается по центру;
— вид муниципального правового акта «РЕШЕНИЕ» отделяется от предыдущего реквизита тремя одинарными междустрочными интервалами, печатается прописными буквами, полужирным шрифтом размером № 13, выравнивается по центру;
— дата и регистрационный номер решения отделяются от предыдущего реквизита четырьмя одинарными междустрочными интервалами, печатаются строчными буквами обычным шрифтом № 12, выравниваются по левому полю;
— место принятия решения «г. Северодвинск Архангельской области» отделяются от предыдущего реквизита одним одинарным междустрочным интервалом, печатается строчными буквами обычным шрифтом № 10 в одну строчку без запятой;
— наименование (заголовок) решения отделяется от предыдущего реквизита двумя одинарными междустрочными интервалами, печатается от левой границы текстового поля строчными буквами полужирным шрифтом № 12, объем не должен превышать 10 строк, в одной строке заголовка должно быть не более 36 знаков, точка в конце заголовка не ставится;
— полное наименование должности лица или лиц, подписавших решение.

3.6. Наименование (заголовок) проекта решения должно соответствовать содержанию решения и (или) приложениям к решению, быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию решения определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
Заголовок начинается с предлога «о» или «об» (о чем решение).

3.7. Текст проекта решения отделяется от заголовка проекта решения тремя одинарными междустрочными интервалами. Печатается строчными буквами, обычным шрифтом № 12, выравнивается по ширине текстового поля. Первая строка текста проекта решения печатается с красной строки.
Красная строка в проекте решения должна иметь отступ 1,25 см от левого поля.

3.8. Текст проекта решения состоит из констатирующей части решения (преамбулы) и распорядительной части решения.
Констатирующая часть решения излагается от первого лица, начинается со слов «В целях…», «В связи…», «В соответствии…» и т.д.
Констатирующая часть решения предваряет текст решения либо приложения к решению.
Структурные единицы решения не могут иметь преамбулу.
Распорядительная часть решения начинается словами «Совет депутатов Северодвинска РЕШИЛ:».
Слово «РЕШИЛ» пишется отдельно с красной строки прописными буквами, полужирным шрифтом № 12 и отделятся от предыдущего текста одним одинарным междустрочным интервалом, в конце ставится двоеточие.
Основной текст отделяется от слова «РЕШИЛ» двумя одинарными междустрочными интервалами, начинается с красной строки.
Распорядительная часть решения может делиться на пункты и подпункты.
Пункты должны иметь единую нумерацию для всего решения. Пункты и подпункты печатаются с красной строки и нумеруются арабскими цифрами с точкой.
Каждый пункт начинается с предписываемого действия, выраженного глаголом неопределенной формы (например: внести, признать, рекомендовать, опубликовать, возложить, удовлетворить, предложить, согласовать, разрешить и т.п.).

3.9. В распорядительной части обязательно указывается срок и условия вступления решения в силу.

3.10. Решение подписывается соответствующим должностным лицом или лицами. Подпись состоит из наименования должности лица, подписавшего решение, личной подписи и ее расшифровки (инициалы, фамилия). Подпись отделяется от текста проекта решения тремя одиночными междустрочными интервалами. Расшифровка личной подписи печатается на уровне последней строки наименования должности. Наименование должности печатается от границы левого поля. Фамилия печатается у правой границы текстового поля. Последняя буква в расшифровке подписи ограничивается полем.
Если решение принимается как нормативный правовой акт, в конце проекта решения ставится две подписи: Главы муниципального образования «Северодвинск» — Мэра Северодвинска и Председателя Совета депутатов Северодвинска с указанием инициалов и фамилий.
Подпись Председателя Совета депутатов Северодвинска располагается под подписью Главы муниципального образования «Северодвинск» — Мэра Северодвинска на расстоянии трех одиночных междустрочных интервалов.

3.11. На решение ставится печать таким образом, чтобы печатью захватить личную подпись и наименование должности должностного лица, подписывающего решение.
В случае если на решение ставится две печати, то они не должны захватывать друг друга.

Требования к тексту проекта решения

4.1. В тексте решения закрепляются нормы права в письменном виде в форме языкового, знакового, графического, словесно-терминологического выражения и иные положения, определяющие цели и мотивы принятия решения. Норма права излагается в виде нормативно-правовых предписаний, оформленных предложениями, которые строятся в соответствии с общепринятыми правилами и нормами русского языка.

4.2. Текст проекта решения излагается в логической последовательности точным и лаконичным языком, исключающим двусмысленное или неоднозначное толкование.
Слова и выражения в тексте проекта решения используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в Конституции Российской Федерации, в соответствующих отраслевых федеральных законах, Уставе Архангельской области, законах Архангельской области, иных федеральных и областных специальных нормативных правовых актах.

4.3. Не допускается обозначение в тексте проекта решения разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается.

4.4. В тексте проекта решения даются определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
Термины и понятия должны употребляться только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией.
Если термин, используемый в проекте решения, имеет несколько смыслов или смысл, отличающийся от обычного, в тексте проекта решения дается его определение.

4.5. Даты в тексте проекта решения оформляются цифровым способом в следующей последовательности: число (цифрами), месяц (цифрами), год (цифрами) с добавлением слова «год» (возможно с сокращением до первой буквы с точкой). Например: 01.01.2012 год или 01.01.2012 г.

4.6. Ссылки в разделах, статьях, пункты, подпункты решения на другие разделы, статьи, пункты, подпункты, а также на ранее принятые решения применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
Ссылки можно делать только на вступившие в силу решения. Ссылки на отмененные или утратившие силу решения либо на проекты решений недопустимы.
При необходимости сделать ссылку в решении на нормативный правовой акт указываются его реквизиты в следующей последовательности:
1) вид нормативного правового акта;
2) дата подписания нормативного правового акта с предшествующим ей словом «от»;
3) номер нормативного правового акта;
4) наименование нормативного правового акта.
При ссылке на кодекс Российской Федерации дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
Ссылки в решениях могут даваться только на нормативные правовые акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в решении на постановление Администрации Северодвинска).
В тексте решения недопустимы ссылки на нормативные предписания других правовых актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.

4.7. Формирование перечня (объектов, полномочий, в случае иных перечислений) в решении должно определять его вид (исчерпывающий или примерный).

4.8. В случае закрепления в решении условий, все из которых должны быть выполнены, не допускается использование союза «или». В случае закрепления в решении условий, выполнения одного из которых достаточно, не допускается использование союза «и».

Оформление Приложения к проекту решения

5.1. Решения могут иметь приложения, в которых излагаются различного рода положения, порядки, перечни, помещаются таблицы, графики, карты, образцы бланков (документов, схем) и т.д., в этом случае в тексте проекта решения на них обязательно делается ссылка.
Юридическая сила приложений и решения, к которому они относятся, одинакова.

5.2. В случае если к проекту решения прилагается одно приложение, то знак «№» к нему не ставится, если к проекту решения имеется два и более приложений, то они нумеруются с указанием знака «№».

5.3. Приложения печатаются на отдельных листах. Размеры полей, шрифт и междустрочные интервалы при печатании текста приложения идентичны размерам, применяемым при оформлении текста проекта решения.

5.4. В приложении к проекту решения в правом верхнем углу первого листа полужирным шрифтом № 11 печатается слово «Приложение». Ниже обычным шрифтом № 11 печатается ссылка к какому документу (решению, приложению к решению) прилагается документ. Все выравнивается по правому краю.

5.5. При оформлении приложения на двух и более листах вторая и последующие страницы нумеруются. Порядковые номера страниц проставляются по центру верхнего поля страницы арабскими цифрами без указания знака «№», начиная со второго листа приложения. Каждое приложение нумеруется отдельно.

5.6. Заголовок приложения отделяется от реквизитов приложения двумя одинарными междустрочными интервалами, печатается обычным шрифтом № 12, выравнивается по центру.

5.7. Приложение к проекту решения в целях упрощения пользования им, улучшения его внутреннего построения и систематизации может делиться на следующие структурные единицы по нисходящей:
— разделы;
— статьи;
— пункты;
— подпункты.
Раздел имеет наименование и порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами. Обозначение и наименование раздела печатаются строчными буквами.
Раздел делится на статьи. Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
Статья имеет наименование, которое печатается с прописной буквы обычным шрифтом в одну строку и порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, после которого ставится точка. Статья подразделяется на пункты.
Если приложение состоит только из пунктов и подпунктов, то пункты могут иметь наименование (самостоятельные пункты).
Пункты подразделяются на подпункты. Подпункты могут обозначаться арабскими цифрами с точкой или с закрывающей круглой скобкой либо иметь буквенное обозначение с закрывающей круглой скобкой. Количество знаков в подпункте должно составлять не более трех цифр.

5.8. Статьи, пункты и подпункты могут делиться на абзацы. Абзацем является отступ вправо в начале строки для отделения одной части текста от другой. Отсчет абзацев ведется с первой красной строки статьи, пункта или подпункта проекта решения, разделенных на абзацы.

5.9. Нумерация разделов, статей, самостоятельных пунктов должна быть сквозной.
Нумерация пунктов каждой статьи проекта решения начинается заново. Отдельно также нумеруются (обозначаются буквой алфавита) подпункты каждого пункта в каждой статье проекта решения.

Внесение изменений (дополнений) в решение

6.1. В целях приведения решения Совета депутатов Северодвинска в соответствие с федеральным законодательством, законодательством Архангельской области, Уставом Северодвинска в решение Совета депутатов Северодвинска могут вноситься изменения (дополнения).

6.2. Внесение изменений (дополнений) в решение Совета депутатов Северодвинска оформляется самостоятельным решением.
При внесении изменений одним решением в несколько решений изменения, вносимые в каждое решение, оформляются самостоятельными пунктами.

6.3. Изменения (дополнения) всегда вносятся только в основной текст решения. Вносить изменения (дополнения) в основное решение путем внесения изменений (дополнений) в изменяющее его решение не допускается.
Внесение в основное решение правовых норм временного характера не допускается. При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельное решение.

6.4. При внесении изменений (дополнений) в проекте решения обязательно указываются дата принятия решения, его регистрационный номер (редакция последнего изменения (дополнения) и наименование.

6.5. При внесении изменений (дополнений) в решение текст соответствующего изменения (дополнения) заключается в кавычки.

6.6. Вносимые в решение изменения (дополнения) должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.

6.7. Внесение в решение изменений (дополнений) в обобщенной форме (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки «по тексту») не допускается.

6.8. При внесении изменения (дополнения) в решение сначала указывается какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в решение следует оформлять, начиная с наименьшей структурной единицы.
Например, подпункт 1 пункта 2 решения дополнить словами следующего содержания: «…..».

6.9. При внесении дополнений сначала указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Например, пункт 1 после слов «……» дополнить словами «……..».

6.10. В случае замены цифровых обозначений необходимо употреблять термин «цифры», а не «числа».
Например, цифры «12,13,145» заменить словами «13, 15, 146».

6.11. В случае замены последовательно расположенных слова и цифры необходимо употреблять термин «слова».
Например, слова «50 млн. рублей» заменить словами «70 млн. рублей».