22 апреля в Совете депутатов состоялось рабочее совещание, посвященное проблемам отношений жильцов с управляющими и ресурсоснабжающими организациями. В основу обсуждения легли вопросы, разобраться с которыми депутатов наиболее часто просят горожане.
На совещание были приглашены представители ОАО «Архэнергосбыт», ТГК-2, цеха № 19, всех управляющих компаний, а также собственники жилья и специалисты профильных структурных подразделений Администрации Северодвинска.
Среди поднятых проблем — особенности установки общедомовых приборов учета ресурсов. Кто принимал решение о выборе и установке конкретных моделей таких приборов? Как собственники могут ознакомиться со сметами выполнение работ, а также лично убедиться в факте установки общедомового прибора учета (место расположения, модель и так далее)? Эти и другие вопросы были заданы представителям ресурсоснабжающих организаций.
— Установка приборов учета тепла, а также автоматизированных систем, регулирующих получение домом тепла в зависимости от погоды, должна быть направлена на то, чтобы люди экономили, — подчеркнул на совещании один из инициаторов его проведения депутат Владимир Рудь. — Однако в реальности от граждан поступают жалобы на повышение платежей.

Был затронут и вопрос о сборе показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии. Депутаты попросили дать разъяснения: не учтены ли затраты на снятие показаний в оплату дважды? Если раньше энергетики снимали показания со счетчиков своими силами, то после того, как они перестали это делать, тариф не уменьшился. Не получается ли теперь, что эта услуга, с одной стороны учтена в тарифе, а с другой стороны — в счетах управляющих компаний?
Своевременная передача показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии стала предметом для еще одного вопроса. Если, например, жилец уехал и не передал в установленные сроки показания со своего внутриквартирного счетчика, потребленные им ресурсы относятся к общедомовым. Когда, приезжая, человек оплачивает счет, производится перерасчет по дому. В связи с этим депутаты заострили внимание на механизме, гарантирующем в таких случаях отсутствие двойной оплаты.
Кстати, Постановление Правительства России № 344 от 16 апреля 2013 года вносит изменения в существующий порядок передачи показаний индивидуальных приборов учета. Теперь жильцы не обязаны, но имеют право передавать данные в срок, установленный договором управления многоквартирным домом. Если люди этого не делают, счет выставляется «по среднему». При этом раз в полгода, собственник обязан предоставить ресурсоснабжающей организации доступ к своему счетчику. Затем, на основании полученных данных производится перерасчет, либо в большую, либо в меньшую сторону.
Еще один вопрос — об установке общедомовых приборов учета электроэнергии. Почему в домах, где в большинстве квартир установлены однотарифные индивидуальные счетчики, общедомовые выбраны — двухтарифные? Если граждане устанавливают такие в своих квартирах для того, чтобы экономить, то, в доме в целом львиная доля потребления электроэнергии происходит днем — тот же лифт ночью не используется.

Владимир Рудь, один из инициаторов проведения совещания, по итогам работы:
— На этой встрече, которая продолжалась два часа, мы смогли задать множество вопросов по такой непрозрачной для горожан теме, как общедомовые счётчики. Получили ответы руководителей, но, к сожалению, не все они были готовы к диалогу. Почему-то уклонялись от ответа под предлогом, что это не их компетенция, представители энергосбытовой компании. Такая позиция непонятна, тем более. что горожан сейчас волнует порядок передачи данных за электроэнергию. К слову, немало вопросов появляется и в связи с недавними изменениями в законодательстве, когда потребителю даётся право не передавать данные до полугода. Диалог об этом отложили до получения ответов на запросы. Они направлены в ТГК-2. На встрече собственники жилья задавали вопросы, в частности, о стоимости поверки счётчиков, которую, по их словам, они оплатили.
Именно всякого рода дополнительные работы, связанные с установкой приборов, в результате чего они обходятся в десятки раз дороже, вызывает недоумение. К цеху 19 Севмаша, который приступил к установке счётчиков, участники разговора также имеют вопросы, в частности, не «повесят» ли на собственников оплату проектных работ.
Ещё одно наблюдение, которое сделал по ходу разговора, — о роли управляющих компаний, имеющих договоры с ресурсниками. Именно в жилищных организациях собственники должны иметь возможность ознакомиться с документами, в том числе со сметами. Когда руководитель одного из МУПов говорит, что пусть платят деньги, потому что бумага дорого стоит, это недопустимо. Кто мешает вывесить на видном месте интресующие людей документы или разместить на сайте. Чем больше таких вот «тайн», тем больше у людей подозрений.

Председатель Совета депутатов Северодвинска Владимир Мелехин:
У потребителей накопилось множество вопросов к ресурсоснабжающим организациям и управляющим компаниям. Не получая на них ответа, граждане обращаются к депутатам с просьбой помочь разобраться. Поэтому мы обобщили наиболее актуальные проблемы, вынесли их на рабочее совещание. От имени горожан все вопросы публично заданы адресатам. Ждем ответов и пояснений, будем разбираться дальше. Это не последняя встреча на эту тему. Сейчас сформирован перечень уточняющих вопросов. После того, как на них будут получены письменные ответы, мы вернемся к поднятым темам. Прозрачность в расчетах, их обоснованность — это одна из основ построения цивилизованных отношений между потребителями и поставщиками услуг. Поэтому в том, чтобы многие вопросы были сняты, должны быть заинтересованы не только жильцы и депутаты, но ресурсоснабжающие организации.

Телесюжет о совещании на ТРК Северодвинск


Фрагменты видеозаписи совещания