31 июля Председатель Совета депутатов Северодвинска Михаил Старожилов провёл расширенное заседание председателей комитетов горсовета с участием представителей прокуратуры города, Администрации Северодвинска. На заседание были приглашены авторы инициативы о проведении референдума.

Напомним, в Совет депутатов Северодвинска из территориальной избирательной комиссии поступили документы о проведении местного референдума. Инициативная группа предлагает вынести на него следующий вопрос: «Согласны ли Вы с размещением мусоросортировочного, мусороперерабатывающего производства, полигона ТБО (твердо бытовые отходы), полигона ТКУ (твердо коммунальные отходы) на территории бывшей воинской части в поселке Рикасиха вблизи СНТ «Полярные Зори» и СНТ «Теремок» и на территории, прилегающей к воинской части» (сохранена орфография авторов).

В соответствии с областным Законом «О местном референдуме в Архангельской области» от 30.04.2004 представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям Закона и вынести по результатам проверки решение. На референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, находящиеся в ведении данного муниципального образования (статья 4 указанного выше закона «О местном референдуме в Архангельской области»).

30 июля в Совет депутатов из прокуратуры г. Северодвинска поступило заключение по предлагаемому вопросу. На заседании председателей комитетов позицию озвучил заместитель прокурора города Антон Филимонов:

­– Действительно, в соответствии с положениями части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы участия в деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к вопросам местного значения городского округа.

При этом непосредственно организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Таким образом, если рассматривать размещение на спорной территории объекта по переработке отходов регионального (межмуниципального) значения, подлежащего включению в территориальную схему обращения с отходами Архангельской области, то рассмотрение данного вопроса на местном референдуме представляется неправомерным.

Важно, чтобы вопрос референдума был сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования.

Прокуратура полагает, что «представленная на рассмотрение формулировка вопроса референдума требованиям действующего законодательства не соответствует, поскольку буквальный смысл и значение поставленного вопроса при любом исходе референдума не возложит на органы местного самоуправления обязанности принятия каких-либо правовых актов либо управленческих решений, связанных с размещением рассматриваемого объекта коммунальной инфраструктуры».

Кроме того, инициативная группа неверно назвала населенный пункт: Рикасиха – не поселок, а деревня, которая относится к Приморскому району. В состав муниципального образования «Северодвинск» входит только железнодорожная станция Рикасиха. Это тоже может вызвать трудности в исполнении решения референдума.

Позицию прокуратуры поддержала и Администрация Северодвинска в лице начальника Правового управления Александра Постникова: вопрос сформулирован некорректно. Администрация Северодвинска также пояснила, что земельный участок воинской части, которая звучит в вопросе инициативной группы, находится в государственной, а не в муниципальной собственности.

Начальник отдела по правовой работе Совета депутатов Северодвинска Галина Саладина привела статистику судебной практики Российской Федерации: после представления прокуратуры суды отменяют решения местных референдумов.

– Местный референдум – это очень сложный избирательный механизм. В Северодвинске он не проводился 22 года. Напомню, в 1996 году за Устав Северодвинска проголосовали 78 процентов пришедших на участки избирателей, явка составила 62 процента. Поэтому столь ответственная процедура должна быть юридически безукоризненной. Ведь на организацию и проведение референдума необходимо затратить значительные средства местного бюджета, – считает Председатель Совета депутатов Михаил Старожилов. – И еще раз повторю: мы сегодня принимаем решение не о строительстве полигона, а выносим правовое заключение о формулировке темы референдума.

Совет депутатов Северодвинска, принимая во внимание заключение прокуратуры, выносит на внеочередную сессию следующий проект решения: «признать вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум, не соответствующим требованиям статьи 4 областного закона «О местном референдуме в Архангельской области» от 30.06.2004. Таким образом, Совет депутатов Северодвинска действует исключительно в соответствии с областным законом.

Внеочередное заседание Совета депутатов Северодвинска состоится 2 августа.